Молодежная консультация Петроградского района




Необходимость создания новых молодежных консультационных центров в Санкт-Петербурге продиктована широким распространением ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем), в том числе ВИЧ/СПИДа, большим количеством абортов и отсутствием у подростков необходимых знаний о гигиене, культуре се-мейно-брачных отношений, возможности планирования семьи. На 1999 год в Санкт-Петербурге, по данным Бюро медицинской статистики Комитета по здравоохране-нию, было проведено 5234 аборта у девушек в возрасте до 19 лет (13,9% от всех за-регистрированных абортов в городе). За 10 месяцев 2000 г., по данным Отдела кли-нической эпидемиологии Центра СПИД, выявлено 3575 случаев ВИЧ-инфекции, что в 4,5 раза больше, чем за весь 13-летний период эпидемического наблюдения (с ян-варя 1987 г.). 25% от всех инфицированных составляют подростки в возрасте 14-19 лет.

Немного истории

Проект был создан в рамках Проекта ВОЗ "Здоровые города" и отсчитывает свою историю от 13 октября 1996 года, когда было подписано соглашение между руководителями Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга и Окружного совета Стокгольма.
Проект рассчитан на 5 лет: с мая 1997 года по май 2002 года. Проект начался с краткого курса обучения по вопросам полового воспитания в Стокгольме для большой группы специалистов из Красногвардейского и Петроград-ского районов в мае 1997 года. Курс был рассчитан на представителей администра-ции (в течение 1 недели) и на тех специалистов, кто непосредственно предполагал работать с молодежью в школах и Молодежных консультациях (2 недели). Он со-стоял из теоретической подготовки, учебных визитов в шведские Молодежные кон-сультации, школы и разработки планов дальнейшей совместной работы.
После возвращения из Стокгольма в сентябре 1997 года в районах были созданы ра-бочие группы для работы по проекту, состоящие из медицинских работников и пе-дагогов.
Опыт Швеции необходимо было адаптировать к нашим, российским условиям с учетом особенностей русской культуры и менталитета. Прежде всего нужно было найти желающих работать по данному проекту. В результате анкетирования были определены 4 "базовые" школы в Красногвардейском районе и 3 - в Петроградском. Первые два года работы основной упор делался на подготовку специалистов как для работы в школах, так и в Молодежных консультациях (МК). Согласно задачам про-екта, в школах была создана учебная программа для педагогов под названием "Здо-ровье". В 1997 - 1998 годах было проведено 4 обучающих семинара для учителей и медицинских работников "базовых" школ с участием шведских и российских спе-циалистов, а в декабре 1998 года - первый семинар для будущих сотрудников МК.
Много времени и сил потребовало написание Программы и Положения о работе МК, так как мы не имели опыта организации подобных структур.

Что же такое молодежная консультация?

МК осуществляют профилактическую, лечебно-диагностическую и социаль-но-психологическую помощь молодежи в возрасте от 12 до 19 лет. Кроме того, МК занимаются учебно-методической работой со специалистами.

Молодежная консультация (МК) является консультативно-диагностическим и лечебно-профилактическим медицинским центром для охраны здоровья подростков.
Целью создания МК является объединение усилий медицинских работников, педагогов, социальных работников, представителей молодежных организаций и средств массовой информации по формированию у молодежи основных представле-ний о здоровом образе жизни, культуре семейно-брачных отношений, нравственном и половом воспитании, санитарно-гигиенических навыках для сохранения репро-дуктивного здоровья.

Основными задачами МК являются:

1. Пропаганда здорового образа жизни среди молодежи для профилактики ЗППП, в том числе ВИЧ-инфекции, и нежелательной беременности.
2. Оказание медико-консультативной и социально-психологической помощи подросткам.
3. Обучение и информирование по данным вопросам медицинских работников, педагогов, представителей молодежных организаций и средств массовой ин-формации, родителей.
4. Обеспечение преемственности в работе с другими лечебно-профилактическими учреждениями района, города.

Состав персонала

Для обеспечения квалифицированной помощи в состав персонала МК входят:

РУКОВОДИТЕЛЬ МК (заведующий), который отвечает за работу всей МК и яв-ляется не только квалифицированным специалистом, но и хорошим организатором.

АКУШЕРКИ, которые не только помогают врачам, но и ведут самостоятельный прием. Они являются первым и наиболее важным звеном в работе МК. От их про-фессиональных навыков, компетентности в вопросах репродуктивного здоровья, умения расположить к себе и учесть жизненную ситуацию подростка зависит то, как почувствует себя здесь подросток, захочет ли обратиться за помощью. Акушерка осуществляет профилактические осмотры (самостоятельно или вместе с врачом), индивидуальные либо групповые консультации по контрацепции, гигиене, забор анализов на ЗППП, тестирование на наличие беременности. Акушерка ведет медицинскую документацию, выделяет контингент, который требует консультации других специалистов МК, вызывает пациентов на прием.

ВРАЧ-ГИНЕКОЛОГ осуществляет индивидуальные приемы девушек по диагно-стике и лечению гинекологических заболеваний, ЗППП, беременности, участвует в профилактической работе.


ВРАЧ УРОЛОГ-АНДРОЛОГ диагностирует врожденные и приобретенные забо-левания мужской половой сферы, в том числе выявляет и лечит ЗППП, проводит профилактические осмотры юношей, проводит беседы о гигиене, предупреждению ЗППП и др.


ПСИХОЛОГ (психотерапевт) проводит индивидуальную работу с подростками, помогая справиться с личностными проблемами, улучшить отношения со сверстни-ками и разрешить семейные конфликты. Совместно с другими специалистами раз-рабатывает психокоррекционные программы с учетом индивидуальных половых и возрастных особенностей подростка.


СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК изучает социальный статус подростка, выявляет его потребности, трудности, конфликтные ситуации и своевременно оказывает им соци-альную помощь, выступая посредником между подростком и семьей, специалистами различных служб, ведомств, административных органов.


МЕДИЦИНСКИЙ РЕГИСТРАТОР знакомит посетителей с режимом работы и услугами МК, осуществляет запись на прием к специалистам, отвечает на телефон-ные звонки, фиксирует телефонограммы, заполняет необходимую документацию на посетителей МК.


МЕДИЦИНСКИЙ СТАТИСТИК обрабатывает полученные данные и составляет отчет.


САНИТАРКА отвечает за порядок и чистоту в помещениях МК.

Принципы работы с подростками

Дальше мы хотим ознакомить вас с принципами, которых придерживаются сотрудники МК, чтобы работа с подростками была более эффективной.
1. В центре внимания – потребности, проблемы и возможности самих подрост-ков.
2. Персонал комплексно подходит к жизненной ситуации подростка, включая физические, психические, социальные, культурные, духовные аспекты.
3. Персонал соблюдает конфиденциальность.
4. Сотрудники поддерживают и поощряют в подростках инициативность, само-стоятельности и стремление к развитию, обеспечивая им право на осознанный выбор.
5. Персонал работает единой командой.
6. Персонал придерживается позитивного взгляда на сексуальность вне зависи-мости от возраста, пола и сексуальной ориентации человека.
7. Родители подростков воспринимаются как важный ресурс, а не как оппоненты в работе.


Центров, где подростки могут получить квалифицированную информацию по интересующим их вопросам, в городе явно недостаточно. Но все больше и больше районов включаются в эту работу, и все больше создается МК. Деятельность дет-ских и подростковых гинекологов, а также урологов-андрологов в районах города направлена в основном на выявление и лечение гинекологических и урологических заболеваний. В результате сложившейся ситуации наиболее остро встает вопрос о проведении профилактических мероприятий для молодежи: систематических про-филактических осмотров, бесед, индивидуальных консультаций. Кроме того, суще-ствует необходимость более активного привлечения к работе педагогов, введения новых методик для работы с подростками в области полового просвещения.


Copyright © by ycdmc web group
Ovodkov Nikolay    Sosulnikov Artem
Saint-Petersburg 2004


Hosted by uCoz